Header image
line decor
line decor

|| главные || о компании || галерея ||
ИСТАРАВШАН

ДРЕВНИЙ ГОРОД ИСТАРАВШАН

Истаравшан
(Уратюбе) является одним из древнейших городов мира. Ему более 2500-лет. Он расположен на севере Таджикистана, в предгорьях Туркестанского хребта. От областного центра-города Худжанда, Истаравшан находится на расстоянии 78 км. Город распо­ложен на высоте около 1000 метров над уровнем моря. Климат мяг­кий, зима - многоснежная, лето нежаркое, сухое. Население района составляет 185 тыс.человек. Из них в городе живут 52,2 тыс., а в сельской местности -132,8 тыс. человек.
Территориальная
площадь Истаравшана составляет 183009 гек­таров. На севере и западе административный район граничит с Узбе­кистаном, на востоке с Ганчинским районом, на юговостоке граница проходит маленьким клином c Киргизcтанам республике, а на юге с Айнинским районом Таджикистана.
По письменным
источникам и некоторым археологическим данным известно, что в VI - IV в.в. до нашей эры в связи с развитием ремесел и торговли в оседлых среднеазиатских областях наряду с мелкими сельскими поселениями, возникли крупные населенные пун­кты городского типа.
Помимо
Самарканда в Средней Азии того периода существовали и другие города. Одним из них был нынешний Истаравшан, а в прошлом Кирополь (Курушкада), названный так по имени основателя персидской державы Кира-Куруша (529-559 гг. до нашей эры).
Кирополь
обязан своим происхождением росту ремесленного производства и торговли. К тому времени, когда Александр Македон­ский завоевал Среднюю Азию (IV в до н.э.), Курушкада была уже большим. хорошо укреплённым городом. В его обороне приняли участие 18 тысяч человек. Жители Кирополя оказали ожесточённое сопротивление войскам Александра Македонского. Тогда он подтянул к городу много войск. Захватчики ввели в действие стенобитные орудия. Но и они не помогли. Только хитростью удалось воинам Александра Македонского небольшим отрядом проникнуть по сухому руслу реки и открыть ворота. Жители города продолжали мужественно защищаться, однако из-за недостатка воды они не смогли долго продержаться. Именно здесь у стаен города Александр Македонский впервые получает ранение.
Из-за
частых восстаний город был разрушен по приказу Александра Македонского. Позже под разными названиями город упоминается в различных источниках. Он занимал территорию между Гиссарским хребтом на юге, голодной степью и Сыр-Дарьей на севере. Уструшана граничила на западе с Согдом, а на востоке с Ферганским округом Аспара (ныне Исфара). Если это перенести на административную карту, то Уструшана включала в себя территорию нынешних районов Истаравшана Нау, Дж. Расуловского, Ганчинского, Айнинского и Горную Матчу районов Согдийской области Республики Таджикистан, Хавас, Замин, Джизах и Фариш Самаркандской области Республики Узбекистан, а также Лайлакским районом Ошской области Республики Кыргызстан.
Столицей
Уструшаны был самый крупный город области Бунджикат, который большинством исследователей на основе сово­купных данных письменных источников и археологического обследо­вания помещается в районе средневекового и нынешнего города Ис­таравшан.
Впервые
город под названием Уратюбе упоминается, - пишет автор книги «История Ура-Тюбе» Ахрор Мухторов, - у таджикского историка Абдураззока Самарканди (1413-1482). В его труде «Матлаи Саъдайн ва мужмаии и бахрайн» («Место восхода двух счастливых созвездий и слияние двух морей») описываются события 812 г.х. (1409-1410) о принятых Улугбеком мерах по наказанию или назначению разных особ за достойные их должности, а также о том, что сам хан направился на одну из литовок Ура-Тюбе («Уратеппа яйлоки»).
В конце
XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхона. В его указе (ярлыке), датированном 900г.х. (1449) Уратюбе назван «Уратюбе». Это название упоминается и в труде Мухаммади Солеха (1455-1535) и в «Бабурнаме» Бабура. Это может означать, что в XV в город и отдельные местности, относящиеся к его территории носили это название. Поэтому можно пред­положить, что настоящее название город Уратюбе носит с XIV в. Новое название города стали общеупотребительным и название Уратюбе или «Уротеппа» стало известно далеко за его пределами.
В 40-50
г.г XVIII века здесь образовалось самостоятельное Уратюбинское феодальное владение.
В его
состав входили города Худжанд, Джизах, Пенджикент, ук­репленные пункты Замин, Ем, а также верховья реки Зарафшан, Матча и Фалгар. В начале XIX века Уратюбинское владение потеряло ряд территорий, которые были захвачены Бухарским и Кокандским ханствами.
2 октября
1866 года начался штурм города Уратюбе. По случая Победы, генерал Крыжановский 3 октября издал приказ, в котором говорилось. «2 октября сильная бухарская крепость Уратюбе, весьма важная для нас во всех отношениях, после  восьмидневной осады, взята штурмом. Гарнизон защищался упорно. «О значении города Уратюбе генерал Романовский командовавший войсками при штурме города писал: «Уратюбе составляющий один из главнейших оплотов власти эмира в Средней Азии, пал... Можно надеяться, что падение этого столь важного для Бухары пункта будет иметь весьма большое значение не только в виде упрочения нашей власти в Средней Азии, но и весьма благотворно в видах общего умиротворения края». Вторая половина XIX века в истории Уратюбе  характеризуется установлением царской власти в Средней Азии, коренным образом отличающимися от порядков предыдущих периодов истории.
С другой
стороны, это положило конец межусобным феодальным войнам и переходу Уратюбинского владения из рук в руки, способствовало развитию земледелия, ремесленному производству и торговли. Однако, положение ремесленников мало отличалось от положения крестьян. Их заработки едва хватали на обеспечение семьи покупки сырья.
После
присоединения к России были сохранены прежние фланцы Уратюбинского владения. В 1887 году Уратюбинский район перешел в состав вновь образованной Самаркандской области.
В конце
XIX и в начале XX веков Уратюбе оставался одним центров ремесла и торговли, садоводства и огородничества. По сведениям 1878 г. под садами и огородами здесь было занято 676 десятин, под виноградниками - 792 десятин земель.
Академик
академии наук Таджикистана Ахрор Мухторов в свое книге "Очерк истории Уратюбинского владения в XIX в." приводит 1 любопытные сведения о первом винзаводе. Царские власти смотрели на Уратюбинский район помимо всего прочего, как на базу по производству вина. В 1985 г. от проливных и частых дождей здесь сгнило много винограда. С792 десятин его было собрано 84897 пудов. В том же году в Уратюбе вступил в строй винодельческий завод Е.С. Степанова, получающий по 1800 ведер вина в год.
В 1882
г. в Уратюбе один из местных баев построил кирпичный завод.
Благоустроен
городской рынок. В городе немало древних средневековых исторических памятников, из них 7 исторических памятников республиканского значения, 14 памятников архитектуры городского значения, 30 памятников архитектуры областного значения, и археологических памятников республиканского значения.
Городище
Мугтеппа, крепостъ Ках-каха, Чилдухтарон, медресе Кукгумбаз, мавзолей Боботаго, Худоёра Балъами, Хазрати Шох, Ансамбль Сари Маэор, Чоргумбаз, Хайдара Рахмата Абдулло Шамсиева и др.

МЕДРЕСЕ АБДУЛАТИФ СУЛТОН

Медресе
построен в ХV веке по инициативе Абдулатифа - сына знаменитого астронома и философа Улугбека. Расшифровка хронограммы, которая была написана над его главным входом подтверждат, что этот памятник был построен Абдулатифом в 937 г. (1530-1531) Об этом свидетельствуют и архигеолочно-раскопочные работы территории медресе.
В 50-ие
годы XX века Советская власть начала реставрационные работы в медресе. Они продолжались почти 10 лет и остались неза­конченными. Только в 1998 году по инициативе председателя облас­ти Касымова К.Р. были выделены средства из Согдийского областного бюджета и медресе отреставрировали.
Судя по
документам в 1899 г. в медресе учились 44 муллобача (студента) и преподавали 8 мударрисов (учителей).

МАВЗОЛЕЙ ХАЗРАТИ ШОХ

Сооружение
относится к периоду ХIII века. По народ­ным преданиям здесь похоронен один из арабских военачальников. Поэтесса Дилшод в начале ХIХ века на­зывала его "Шохи джавонон"-Шох Кусам ибни Аббос. По документам Куссам ибн Аббос являлся двоюродным братом исламскою пророка Мухаммеда.

МАВЗОЛЕЙ ХУДОЁРА ВАЛЪАМИ

Здание
мазара датируется ХVII веком. Сооружение из необожженного кирпича с ганчевой штукатуркой и орнаментами находится в хорошем состоянии. Наряду с другими, здесь были похоронены прави­тель Ура-Тюбе последней четверти ХУIII века- Худоёр -Девонабегим и правитель Ура-Тюбе первой четверти XIX века - Мухаммад Рахим-бай. Мавзолей Худоёра имеет залы своеобразной формы. Внутри его, занимая почти все под купольное пространство, стоит большой на­земный склеп, украшенный со стороны входа в мавзолей резьбой по ганчу. По мнению архитекторов, погребение такого рода нигде больше не встречается.
Мухаммад
Рахимбой управлял Ура-Тюбе с 1816 по 1828 г.г. и придерживался, в основном, бухарской ориентации. Однако, между ним и бухарским эмиром Насруллой возникли разногласия о владе­нии Джизахом. Этим и воспользовался кокандский хан Мухаммад Али, который захватил Ура-Тюбе. Мухаммад Рахимбой скрылся в Шахрисабзе и, надеясь на своих бывших должностных лиц, в 1248 г. (1830-1831) с 18 смельчаками тайно проник в Ура-Тюбе. Ставленник Коканда Шох-парвоначи узнал об этом, захватил и убил Мухаммада Рахима. В этом мазаре они были похоронены в одной могиле.
В 1940
году на территории мазара было произведено вскрытие могилы. Из могилы были извлечены два бальзамированных трупа, которые относятся к потомкам Темуридов. Там остались ещё 9 трупов. Однако внутри могили сейчас ничего не сохранилось. Возможно, местные жители, обнаружив вскрытую могилу, извлекли оставшиеся тела и похоронили их в другом месте.

МЕЧЕТЬ ХАЗРАТИ ШОХ (Намозгох)

По легенде
мечеть была построена богачом из квартала Тал, Мирзо Кобилом в 1891 -1892 г. Айван мечети был построен позже ак­сакалом Салимбаем. Айван мечети с двумя рядами резных колонн возвышался над прозрачным хаузом с родниковой водой. Возле род­ника действовала холодная баня (тахоратхона) с несколькими ком­натами. Мечеть отремонтирована в 1913 году. Мечеть находится на территории гузари Намозгох, который в конце ХУIII и до начала XX века считался культурным, религиозным, торговым и общественным центром Ура-Тюбе.
Соборная
мечет Хазрати Шох являлась одновременно кварталь­ной мечетью гузара Хазрати Шох и служила местом пятничных мо­литв жителей города в крупных мусульманских праздниках и в будние дни.
Западный
фасад мечети раньше примыкал к древнему кладбищу. Помимо хауза в комплекс Хазрати Шох включены еще два мемориаль­ных сооружения - мавзолей Худоёра Аълами и Хазрати Шох. В данное время сооружение используется как центральная со­борная мечеть города. Здесь находится контора городского духовно­го совета города.

АДЖИНАХОНА

По сути
она является мавзолеем. В этом помещении предполо­жительно была похоронена знатная женщина по имени Бибибегимджон - потомок Махдуми Хоразми. В архивном документе, по словам академика Ахрора Мухторова, датированном 1171 г. (1757-1758) омтечено, что она была дочерью Ойши и Ишони Мусо Ходжи и сестрой Ибодулло Ходжи и Убайдулло Ходжи. Согласно документам Аджинахона первоначально была усыпальницей Хазрати Юсуф Ходжи Кори.
Чтобы
не пускать детей играть внутри и возле мавзолея, их пугали, что данное здание является домом черта (джина), и поэтому мавзолей в последствии получил название Аджинахона.

МАВЗОЛЕЙ ЧОРГУМБАЗ

Мавзолей
Чоргумбаз расположен на севера - западной окраине г. Истаравшана у открытой могилы местного религиозного деятеля Эшони Мавлоно. Само здание представляет собой поминальную мечеть с дощатыми куполами и деревянной колонной. Размер купола составляет 5,3 х 5,2 м.
Мавзолей
относится к архитектурным сооружениям конца XIX начала XX веков. На одной из деревянных частей потолка оставлена надпись: "1321 хиджри", то есть дата нанесения росписи соответствует 1903 году. В этом году во время ремонта нанесен красочный орнамент. Росписью покрыты и деревянные части потолка.
Мавзолей
отреставрирован в 2001-2002 году в честь 2500-летия города Истаравшана.

МАВЗОЛЕЙ И МЕЧЕТЬ БОБОТАГОИ ВАЛИ

Мавзолей Боботаго по плановой композиции представляет собой двухкамерное портально-купольное сооружение, возведенное в ХУI веке и дополнено сооружением мечети с айваном, построенными в конце XIX века, то есть в 1899 году. По преданию мавзолей возведен над могилой.

МЕЧЕТЬ ХАВЗИ САНГИН

Мечеть
была построена в 1322г. (1904), а айван в 1328 г. (1910). Мечеть получила свое название от хауза (водоема) берега которого были укреплены камнем. Согласно легенде, водоем был вырыт по приказу Султана Парвоначи. По преданию водоем рыли рабы. Камни вывозили на верблюдах. После завершения всех работ Султан подарил всех верблюдов рабочим рабам и отпустил их на свободу.
Возле
мечети имеется небольшой мазар с купольным перекрытием. По некоторым сведениям, в 1895 году мазар назывался Шофозил ибн Аббас, а здание было построено в 1795 году. По другим сведениям здесь похоронен Фузайл ибн Аббос.

МАВЗОЛЕЙ АБДУЛКОДИРИ ДЖЕЛОНИ

Настоящее
название этого сооружения - мазар шайха Абдулкоди-ра или Дервиши шайхи Джелони. Мавзолей Абдулкодира возведен в ХУ веке в кишлаке Поджиндак При скромности внешней архитектуры, он отличается внутри утонченностью и изысканной красотой. Купол здесь покоится на четырех пересекающихся арках, внутреннее членение и орнаменты выражены эффектным и редким способом: белоснежным ганчем на общем красно коричневом фоне. Мавзолей раскрыт на все стороны четырьмя порталами, но главный портал слегка выделен, что нарушает строгую центричность клина. Некогда над порталом возвышался барабан с верхним декоративным куполом. Здесь похоронен крупный религиозный деятель ислама шайх Абдул-кодир (Дервиш) Джелони.

МАВЗОЛЕЙ САРИ МАЗОР

Мавзолей
датируется XV веком. Мавзолей при скромности деко­ративного убранства отличается изяществом архитектуры и своеобразными чертами местной строительной школы, сочетанием сравнительно крупной зиёратхоны с очень маленькой игрушечной гурхоной. Мавзолей Сари Мазор позже стал ядром ансамбля, в которую вошли большая айванная мечеть с Чиллахоной и портальное здание мавзолея Аджинахона.
По имеющимся
фактам здесь похоронены крупный религиозный деятель, философ Махдуми Аъзами Дахбеди Самарканда (Ходжа Юсуф Вазехи), который среди народа популярен под именем Эшони Девона и Эшони Шахид. Позже рядом с мавзолеем Махдуми Аъзам были похоронены поэты и философы ХVI-ХIХ веков Ходжа Убайдуллохи Солик, Ходжи Ибодулло Толиб, Ходжа Мухаммад Муса

МЕЧЕТЬ МАВЛОНО УСМОНИ ЧАРХИ

Мечеть
построена в XIX - начале XX века. Она находится в глубине одноименного квартала, по своей планировочной композиции представляет квадратный одноколонный хонакох, окруженный с трех сторон колонным айваном. Центральная деревянная колонна резная, с наборной сталактитовой капителью и фигурной базой. Она выполнена в середине XX века местными мастерами взамен сгнившей. Потолок тоже отремонтирован, но полностью сохранил балочную конструкцию.
Рядом
с мечетью находится мавзолей поэта, великого религиозного деятеля Ишона Мавлоно Усмони Чархи. Мечеть была построена позже и названа его именем. В конце XX века возле мавзолея и мечети средствами местных бизнесменов была построена большая мечеть с современными архитектурными проектами. Был построен входной холл с капителью. Дверь с резьбой выполнена местными мастерами.
В настоящее
время это здание используется как соборная мечеть города Истаравшана.

ОСИЁДУРУСТКУНОН

Мечеть
расположен в квартале Осиедурусткунон (ремонта мельниц) и возведена в конце XIX века. Мечеть изначально называлась мечетью Джоми (соборная). В середине XX века ее стали называть мечеть Колинбофхо (ковровщики) из-за того, что здесь находился цех по производству ручных ковров местного комбината бытового обслуживания. В конце XX века мечеть стали использовать как с борную, и она была переименована в мечеть Мухаммада Икбола
Здание
состоит из вытянутого в плане четырехколесного зимнего помещения и двухстороннего колонного айвана. Подобная планировка мечети, где хонакох (помещение) с двух сторон окружен айвансм является наиболее характерной для всего народного зодчества северного Таджикистана. Местные отличительные особенности здесь проявляются в основном в элементах разного декора, красочной росписи потолка и стен.
В настоящее
время оно используется как один из пяти действующих соборных мечетей города Истаравшан.

МЕЧЕТЬ САВРИСТОН

Савристон
- одно из самых красивых мест в селе Ругунд Истаравшанского района.
Площадь
Савристона составляет больше двух гектаров и  состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет свою историю. Это село известно своими громадными деревьями, которые называются "савр". Существует легенда, что Хазрати Али с десятью своими людь­ми преследовался врагами. Место отдыха они выбрали под этими деревьями и каждый из них привязал своих лошадей к колышкам.
Внезапно
враги приблизились и эти 11 человек отвязав лошадей от колышков, начали покидать эти места. В этот момент эти колышки начали двигаться за ними. Хазрати Али обернулся и, чтобы они не стали обузой, сказал им: "Подождите!". Эти колышки, подождав, пре­вратились в деревья и выросли высоко, и это место назвали сабристон, от слова "сабр" (ждать). Со временем букв "б" стали произносить "в" и стали называть Савристон. Это, конечно, является легендой и говорит о длительности истории этих деревьев.
Согласно
данным биологов, в таких деревьях в течении 300 лет появляются грумы. По этим грумам можно определить, что этим дере­вьям 1100-1200 лет. Таких деревьев было 11. В годы войны внутри мечети была школа и зимой было очень холодно и для отопления классов было срублено 5 из этих громадных деревьев, которые были использованы в качестве дров.
В другой
части этого места расположена красивая мечеть. Мечеть состоит из большого помещения и просторного балкона (айвана). Мeчеть и балкон оформлены восьмиугольными колоннами и украшены разнообразной резьбой.
Другое
место называется "Могила" (кабр). Здесь могила Ходжи Мирфозила. Ходжа Мирфозил являлся племянником одного из военное начальников арабов Абубакра Сидцика.
Другая
часть называется Чилзина (ступенька). Глубина Чилзинь 13-15 м. После ступенек начинается пещера. Раньше для очищенья духа в ней сидели 40 дней, мало ели, мало спали и только молились богу. В Савристоне было очень много книг, но из-за преследована врагов они были сожжены.
 

Республика  Таджикистан, г. Худжанд, ул. Ленина 42. 
1Тел./факс (992-3422) 6-76-96, тел. (992-3422) 6-77-44, 6-54-24, 6-76-96.
E-mail:gup_sayoh@mail.ru

Прогноз погоды





         
Сайт управляется системой uCoz